Сегодня перед родителями детей
2-3 лет стоит проблема устройства ребенка в детский сад. Огромные и долгие
очереди за путевкой в садик, проблемы с прохождением медицинской комиссии.
Родителям кажется, что успешное решение этих вопросов знаменует счастливый
конец "истории" под названием "Устраиваем ребенка в детский
сад". Многие и не подозревают, что
заключительным и самым важным эпизодом в этой хлопотливой истории является
адаптация ребенка к новым условиям детского сада. Ведь с момента поступления
ребенка в садик, начинается более самостоятельная жизнь малыша. Ребенок
попадает не просто в новые условия, а в новую психологическую атмосферу,
приобретает новый статус. От того, как пройдет адаптация ребенка к
дошкольному учреждению, зависит многое в его социально-психологической сфере
дальнейшей жизни. Адаптация – это ломка старых
стереотипов. С самого рождения ребёнок находится под непрерывной опекой мамы
и родных людей, с которыми живёт. За первые два года у него сформировались
элементарные какие-то определённые представления об окружающей его среде, он
привык к определённому ритму жизни дома, к тем требованиям, которые предъявляют
к нему взрослые. Попадая в новые условия, любой человек, тем более ребёнок,
испытывает стресс, сталкиваясь с новыми людьми, обстановкой и т.д., одним
словом ему нужно привыкнуть (адаптироваться) к этим новым условиям жизни.
Детский сад – для ребёнка это очень важный и новый период жизни. Прежде всего, первый
опыт коллективного общения, отличная от домашней обстановка, незнакомые люди,
другой ритм жизни, другая организация этой жизни. Дети реагируют на такие изменения по-разному, ведь каждый ребёнок
индивидуален, у каждого из них свой путь развития. Большинство из них
реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут
вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом
в группу начинают плакать и капризничать. Двухлетки не могут контролировать и
сдерживать свои чувства, поэтому могут проплакать в группе и час, и два, и
целый день.
Существуют определённые причины,
которые вызывают слёзы у ребёнка:
·
Тревога
связанная со сменой обстановки и режима. Двухлетние дети очень
тяжело расстаются с мамой, которая дома могла в любую минуту придти на
помощь, в детском саду ребёнка встречают пусть и доброжелательные, но чужие
люди; ребёнку трудно принять нормы и правила жизни группы, в которую попал. В
детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она
была не так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может
провоцировать истерики и нежелание идти в детский сад.
·
Отрицательное
первичное впечатление от посещения детского сада. Оно может
иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в детском саду.
·
Психологическая
неготовность ребёнка к детскому саду. Это проблема наиболее трудная и
может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это
происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.
·
Отсутствие
навыков самообслуживания. Сильно осложняет пребывание ребёнка в
детском саду.
·
Избыток
впечатлений. В детском саду малыш испытывает много новых позитивных и
негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого плакать,
капризничать, нервничать.
Адаптация бывает лёгкой (1-2 недели),
средней (от2х недель до 2,5 месяцев), тяжёлой (от трёх месяцев до полугода).
Этот период для ребёнка опасен частыми заболеваниями простудного характера т.
к организм в стрессовой ситуации очень сильно ослаблен, снижается иммунитет,
а также нервными срывами в силу особенностей детей данного возраста:
повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность, им легко
передаётся настроение взрослых и других детей. Дети легко заражаются
настроением окружающих сверстников. Стоит заплакать одному, как начинает
плакать вся группа.
Как же уменьшить стресс ребёнка?
Идеальным вариантом, конечно же, является предварительное знакомство с
воспитателем, обсуждение с ним особенностей ребенка. В некоторых садиках
разрешают 2-3 дня приходить в группу с ребенком вместе, знакомиться с детьми,
игрушками. Если такой возможности нет, то ребенка лучше оставлять не больше
чем на 2 часа.
Двухлетку можно отвлечь игрушками, но любое напоминание о матери и близких,
вызывает плачь.
Каждый раз после прихода из детского
сада спросите ребёнка о том, чем он сегодня занимался, что ел, какими
игрушками играл и т. д., акцентируйте внимание на положительных моментах так
Вы сформируете у детей позитивное отношение к детскому саду.
Желательно укладывать ребёнка спать
пораньше, подольше побыть с ним перед сном. В выходные дни следует
придерживаться режима дня принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности,
которым малыш уже обучился.
Ошибки
родителей в период адаптации:
Неготовность родителей к негативной
реакции ребёнка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы
плаксивостью ребёнка, растеряны, ведь дома ребёнок легко соглашается идти в
детский сад. Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может
реагировать иначе! Хуже, если ребенок будет в молчании забиваться в угол. Не
раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы практикуют
подобный тип реакции при расставании с ребенком утром, когда ребенок уходит в
группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе
отвести ребенка в садик. Ваша уверенность и спокойствие передадутся ребенку
равно как нервозность и волнение.
Другая ошибка – строгость.
Многие родители начинают ругать ребёнка за слёзы. Это не выход из ситуации.
От взрослых требуется только терпение и помощь.
Ещё одной ошибкой является
постоянное пребывание в состоянии обеспокоенности, тревоги. Дети моментально
чувствуют беспокойство мамы и реагируют на него тем же.
|